Молодежный Эстрадный Театр
1961 Смоленск 2011
|
МЭТу 50
|
Пресса
О. Сойко
Газета «Рабочий путь», 21 апреля 2001 г.
МЭТ уцелел, потому что смеялся, или «Сорок лет - не сорок дней»Когда люди обладают живыми сердцами и умом, умеют смеяться над собой и тем, что есть в мире злого, серого, пошлого, когда не боятся говорить об этом вслух — им не страшна старость. Любая тьма отступает, потому что птицы одного оперения имеют свойство собираться в одну стаю, а это — огромная сила. Божий дар — уметь дарить радость другим, оставаться детьми, вовлекая в чудесную воронку творчества, радости и мысли новые души — искренние, смелые, бескорыстные... В минувший понедельник в ДК профсоюзов прошел юбилейный вечер Молодежного эстрадного театра. На сцену выходили и поседевшие родоначальники МЭТа, и те, кто только начинает пробовать свои силы в эстрадном жанре. Для кого-то театр определил судьбу, подарив большую известность и надежный кусок хлеба, но для каждого, в то или иное время соприкоснувшегося с этим явлением, МЭТ — неотъемлемая часть жизни, огромная любовь. Давайте попытаемся заглянуть за пыльные кулисы времени, вернувшись на сорок лет назад. Тогда станет понятно, почему 16 апреля в зале ДК профсоюзов собралось столько людей с хорошими глазами, почему было столько аплодисментов, смеха и слез. «ХУЛИГАНУ НЕ МЕСТО НА УЛИЦЕ, ЕГО МЕСТО НА СЦЕНЕ»Итак, 1961 год. В воздухе витает аромат свободы и кукурузы. Страна вступила в заключительный этап хрущевской оттепели. Разрешили говорить не только полушепотом на узких кухнях. На обочине партийной магистрали с ее лозунгами и маршами возникало все больше островков человеческого откровения. Конечно, в столице и крупных городах возможности для «хулиганства» были иные, да и интеллектуальная база весомее. Смоленск же оставался глухой дырой, хотя появилось немало талантливых, пытливых молодых людей, желавших найти себе применение не только в студенческих аудиториях и на родных предприятиях. Хотелось чего-то неофициального, нового, интересного. Идея, пока бесформенная, витала около и не давала покоя. Нужен был лидер — человек, который бы смог объединить вокруг себя все лучшее, мыслящее, прогрессивное. И такой появился. «ТЕАТРУ ОТДАЛ ДУШУ, СИЛЫ ОДИН ПРИЕЗЖИЙ ИНЖЕНЕР»Выпускник Ленинградского кораблестроительного института Виктор Задорожный приехал в незнакомый для него Смоленск в марте «Могучей кучке» нужна была сцена. После некоторых поисков начинающие мэтовцы пригрелись под крылом Веры Семеновны Троицкой, директора Дома учителя. С именем этой женщины связана практически вся жизнь МЭТа. Она приютила, опекала, защищала, а когда, уже в С начала создания МЭТ не изменял выбранному жанру. Это были эстрадные обозрения, сложенные из песен, миниатюр, монологов. Что-то Задорожный вспоминал из увиденного и услышанного в Москве и Питере, что-то «раскапывали» и придумывали общими силами. Вскоре впервые в городе появился эстрадный ансамбль. Владимир Вороной, Геннадий Антонюшенков, Виктор Диваков... А какие солисты театра! Тофик Нейматов, Аскар Бухаридзаде, легендарный Александр Василюк по прозвищу «Дядя Вася», один вид которого вызывал улыбки: худощавый, высокий, с колоритными усами. Леонида Одерия называли «Чувачок». Художник, певец и автор многих стихов Григорий Махров тоже навсегда останется в ненаписанной летописи МЭТа. Это люди из первого состава театра. Сколько потом прилетало уникальных «бабочек» на этот огонь — не перечесть. Каждый человек — личность. В общем, понеслось-поехало. Но, как бы там ни было, театр оставался на обочине, за большой и главной дорогой. Так что фамилия «Задорожный» имеет своеобразный подтекст. Конечно, приходилось и прогибаться перед госпожой Цензурой, не без этого. Даже из Мухи-Цокотухи в итоге мог получиться образ достойнейшей представительницы социалистического общества — в понимании тех, кто «резал» тексты. Тем не менее в середине Вскоре МЭТ перешел на полуподпольное существование, превратившись, по сути, в клуб для общения близких по духу людей. «А ПОМНИШЬ, КАК ЭТО БЫЛО?»За несколько дней до юбилейного концерта мне посчастливилось встретиться сразу с двумя МЭТрами — Виктором Задорожным и Валерием Москалевым. Виктор Иванович нынче директор одной смоленской фирмы, Валерий Александрович завоевал московские сцены, а недавно получил звание «заслуженный». Шоумен, он заряжает своим словом концерты эстрадных «звезд», объездил полмира, его узнают на столичных улицах, после концертов просят дать автограф, а экзальтированные дамы сходят по нему с ума. Одно время дороги Задорожного и Москалева разошлись, но сейчас, сидя, к примеру, в маленьком смоленском ресторанчике, они стараются об этом не вспоминать. Хотя иногда прорывает. Но не это главное. Покуда официанты с недоумением глядели, как двое приличных немолодых господ манипулируют салатами и горячими блюдами, перекидывая кусочки друг другу в тарелки («У тебя меньше» — «Нет, у тебя» — «Вот теперь поровну!»), я с тихой радостью осознавала, что два этих человека, несмотря на свои седины, остались детьми, а это дорогого стоит. Задорожный: А помнишь, Валера, ты тогда работал в «Рабочем пути». Блат все-таки! Нас старались замолчать, а ты упоминал в своих статьях. Что-то вроде этого: «Готовится к выпуску спектакль «Партия — наш рулевой»... Москалев: Или: «Хвала рукам, что пахнут хлебом». Это уже мои примочки... Да, работали мы на энтузиазме, все репетиции были не столько репетициями, сколько разговорами о жизни. Спорили до хрипоты, сочиняли стихи, влюблялись... МЭТ стал одной большой дружной семьей. Проходных людей у нас не было. Задорожный: Даже если они появлялись, тут же сами и отсеивались... Помнишь, именно МЭТ стал зачинателем и первых в Смоленске «голубых огоньков», и первых Дней смеха, и первых КВН. Как команды схлестывались! А первый музыкальный клуб «Ритмы понедельника»? Москалев: Огромный интерес у публики. Это можно сравнить с появлением театра «Современник» в Москве — тот же эффект. МЭТ стал своеобразным знаменем смоленской интеллигенции. Кстати, и комсомол нас очень хорошо эксплуатировал на своих мероприятиях. Плюс деликатное давление. Задорожный: Оно всегда было, но везло с «крышей». В ДК профсоюзов мы работали у Феликса Абрамовича Шухмахера, многим обязаны этому генератору идей. Потом он стал директором драмтеатра, его сменила наша любимая и уже хорошо знакомая Троицкая. Так бы все и шло, но перед нами начали закрывать двери. Договариваемся о выступлении на трикотажной фабрике, а за день нам говорят: «Извините, у нас ремонт». Москалев: Тогда мы написали письмо в «Советскую Россию». Откликнулся собкор по Смоленской области Иван Пырх, написал статью, потом — еще одну. Большой был резонанс. Задорожный: Валера, а в каком это году ты в МЭТ пришел? Москалев: Десятиклассником, в Задорожный: Ты, Валера, сам себя сделал. Я не режиссер, не педагог. Мне повезло, что пришли ребята, которые любили это дело, работали над собой, искали, старались. Москалев: Принципиально не согласен — именно ты помог. А когда же у нас раскол произошел? Задорожный: Где-то в Москалев: Тогда у меня появились амбиции, я учился в Питере, бегал к Райкину, привозил оттуда репертуар. Хотелось большего профессионализма. И получилось так, что мы стали двумя лидерами, а двум медведям в одной берлоге тесно. Вот и раскол, обиды, непонимание. Небольшая часть актеров перешла на мою сторону. Помимо МЭТа, возник театр «Мини-макси». Задорожный: Для меня было важнее сохранить коллектив. А у тебя не было желания заниматься с теми, кто мало что умел. У тебя — амбиции, у меня — отсутствие смелости, чтобы сказать человеку, что он бездарен. Да если бы я тебе тридцать лет назад такое сказал, вряд ли мы сидели б сейчас за одним столиком!.. *** ОТ АВТОРА. Очень скоро после раскола «бездарь» Москалев начал получать золотые медали и ездить с известными артистами на престижные концерты. А в это время близкие Задорожного и в шутку, и всерьез волновались: «Семья убедительно просит оказать помощь в розыске отца и кормильца, ушедшего на репетицию МЭТа в октябре прошлого года в сером костюме». И сейчас никто не сомневается, что Виктор Иванович действительно отдал театру душу и силы, сумел его сохранить. P.S. За минувшие сорок лет столько всего перелопатилось в стране! Хрущев, Брежнев, Андропов и далее по списку... А МЭТ остался. На сцену ДК профсоюзов выходили те, кто «родом» из этого театра: «аншлаговец» Николай Лукинский, клоун Цирка на Цветном бульваре Василий Делявский, автор-пародист Владимир Шантырь, конечно же, Москалев и Задорожный, музыканты из ансамбля «Кантрибандисты», многие другие — список этих имен может занять половину газетной полосы. А после официальной части друзья МЭТа до глубокой ночи засиделись в Центре культуры и досуга, где проходило «второе отделение концерта». Пели, танцевали, общались. И если в те часы над этим зданием пролетал какой-нибудь инопланетный корабль, наблюдательные пришельцы могли сделать вывод, что земляне — очень хорошие, миролюбивые, добрые и веселые существа. О.СОЙКО. Фото С.ГУБАНОВА. |
|||