Пресса

Легенда смоленской эстрады
Легенда смоленской эстрады
Легенда смоленской эстрады
Легенда смоленской эстрады

Э. Борохов
Журнал «Деловая Смоленщина», № 4, апрель 2001 г.

Легенда смоленской эстрады

Мы чувствуем свое призвание тогда, когда уж раз ошибемся в нем.
Л.ТОЛСТОЙ

Нередко бывает так, что человек, избравший определенную профессию, вполне успешно освоивший ее тонкости и премудрости, внезапно обнаруживает в себе влечение к другому виду деятельности, который вначале играет роль хобби, а потом все больше и больше захватывает его и, даже если не становится главным делом жизни, то оставляет в ней неизгладимый след. Проще говоря, человек находит свое призвание. В силу различных обстоятельств большинству людей не удается реализовать заложенные в них природой таланты и способности, что чаще всего и является причиной сломанных судеб, неудовлетворенности жизнью, ощущения бесцельности существования. Поэтому многим трудно представить, насколько счастливы бывают люди, которым, несмотря на всевозможные трудности, удается обнаружить в себе Божью искру и раздуть ее в огонь увлеченности любимым делом, приносящим радость окружающим.

Молодежный эстрадный театр (МЭТ) можно по праву назвать родоначальником смоленской эстрады. Он появился на свет в пору хрущевской «оттепели», когда слегка ослабевшие путы коммунистической идеологии дали возможность молодым людям дать выход своей неуемной энергии в табуируемых прежде сферах деятельности.

Идея создания эстрадного коллектива, предложенная молодым инженером, выпускником Ленинградской «корабелки», Виктором Задорожным была поддержана его товарищами по работе на заводе средств автоматики. И вот весной 1961 года вначале в Клубе милиции, а затем в Доме учителя начались репетиции. Несмотря на то, что в Доме учителя вело свою работу множество кружков, его директор Вера Семеновна Троицкая выкроила для молодых эстрадников время в расписании и оказала поддержку их начинанию. Таким образом, отцами-основателями МЭТа стали кроме Виктора Задорожного Григорий Махров, Тофик Нейматов, Николай Шляпин, Владимир Вороной, к которым чуть позже присоединились Леонид Одерий и Юлия Пшеговская.

Первая программа театра получила название «Что вам понравится?», которую в основном составили студенческие миниатюры и песни, написанные В.Вороным и Г.Махровым. После первого концерта состоялось его обсуждение, в котором приняли участие директор Дома народного творчества Абрам Ионович Вайнер и известные смоленские поэты Олег Бушко и Сергей Машков. Доброжелательный характер разговора приободрил новобранцев эстрады и дал им дополнительный заряд творческого энтузиазма.

В июле 1962 года коллектив МЭТа принял участие в конференции по самодеятельной эстраде, проходившей в Москве, где выступил с полуторачасовой программой в Октябрьском зале Дома Союзов И здесь молодые артисты получили одобрительные отзывы от ныне известных корифеев сцены Марка Розовского и Ильи Рутберга.

Творческий процесс в МЭТе набирал обороты Росла популярность театра, пополнялись ряды артистов, певцов, музыкантов. И зрительный зал Дома учителя становился тесным. Летом 1963 года директор Дома культуры профсоюзов Феликс Абрамович Шухмахер пригласил коллектив к себе на сцену, где и состоялось первое юбилейное представление «Как на наши именины».

Каждый год МЭТ готовил одну-две новых программы. Не все они шли с одинаковым успехом, но театр обрел своего постоянного зрителя, и билеты на спектакль достать было очень трудно. «Мужчина и женщина», «А что мы можем сделать одни», «Бурный поток», «Октябрьская поэма», «Опять двадцать пять», «Остановиться, улыбнуться», «Внимание — соседи!», «Все о’кей, Америка!», «Смоленск — моя песня», «История любви», «Снежный ком или выеденное яйцо», — далеко не полный перечень названий спектаклей, в разные годы поставленных на сцене ДК профсоюзов.

Помимо своей «основной» деятельности коллектив МЭТа принимал активное участие в организации входивших в то время в моду КВНов, «голубых огоньков», в работе молодежного клуба «Олимп» и других мероприятиях культурно-развлекательного характера. Театр посетил с гастролями Витебск, Могилев, Москву, Ленинград, Калугу, Тулу, Ригу, Одессу, районные центры Смоленской области. Этот самодеятельный коллектив стал колыбелью для артистов, ныне покоряющих своим искусством российские и столичные залы. В 1966 году в его составе начал свою творческую карьеру в то время студент физинститута, а ныне Заслуженный артист России Валерий Москалев, в 1981 году впервые вышел на сцену студент энергоинститута Николай Лукинский, известный участник «АНШЛАГов», в 1985 году в МЭТе получил «боевое крещение» клоун Московского цирка на Цветном бульваре Василий Делявский, в 1983 году в труппе появился Владимир Шантырь — популярный автор миниатюр, пародист, продюсер и конферансье.

Но и в жизни тех, кто не стал профессиональным артистом, МЭТ сыграл значительную роль. Постепенно он превратился в неформальный клуб, в который молодые люди приходили не только для репетиций, но и для общения. Помимо тех, кто выходил на сцену, в микрокосме МЭТа вращались десятки ребят и девушек, готовых оказать помощь в подготовке костюмов, декораций, распространению билетов, расклейке афиш и т.д. и т.п., не считая это для себя зазорным. Через общение молодежь приобщалась к искусству, перенимала у старших товарищей их нестандартное для того времени мировоззрение. Ведь многие тексты эстрадных миниатюр и песен были пропитаны едкой сатирой на существующие в те времена порядки и человеческие взаимоотношения. Недаром каждая подготовленная программа подлежала неуклюже замаскированной цензуре со стороны отдела культуры облсовета профсоюзов, в результате чего многое подвергалось переделке или изъятию из нее целых номеров. В 1979 году МЭТу, собравшемуся на смотр агитбригад в Ленинград, пришлось по указанию заинтересованных ответственных лиц за одну ночь переделать подготовленную программу, что, естественно, отрицательно сказалось на ее художественном уровне.

Можно уверенно утверждать, что сатирическая направленность выступлений и сыграла роковую роль в судьбе МЭТа, который был отлучен от сцены ДК профсоюзов после своего очередного спектакля в 1983 году.

Пережив хрущевскую «оттепель» и брежневский застой, театр был прихвачен анд- роповскими заморозками. Полный энергии и творческих замыслов коллектив попросту вышвырнули на улицу с волчьим билетом. МЭТ сдался не сразу. Продолжались репетиции и выступления на различных неофициальных мероприятиях до 1991 года. Но удар был сокрушительным, и окончательно оправиться от него коллективу не удалось. Все попытки восстановить статус театра и вернуть его на прежнее место через официальные инстанции даже в период перестройки, упразднившей цензуру в литературе и искусстве, были безрезультатны. Кто знает, может быть сейчас в городе мог бы действовать профессиональный эстрадный театр, если бы у чиновников не поднялась рука на детище самодеятельных энтузиастов.

На протяжении всех лет существования театра его душой и двигателем бессменно являлся Виктор Задорожный — человек неуемной энергии, яркого таланта, истинной интеллигентности и неординарных организаторских способностей. Автор текстов, режиссер и артист в одном лице. В.Задорожный всегда умел найти подход к любому исполнителю, подбодрить его во время выступления, внушить уверенность в свои силы и способности. Для него не существовало «звезд» и статистов. Любой мог быть уверен, что ему открыт доступ на сцену и обеспечена поддержка Виктора Ивановича, если есть желание попробовать себя в непростом артистическом ремесле. Эстрада стала для В.Задорожного буквально второй жизнью, или уж, во всяком случае, второй профессией. Все свое свободное время он отдавал любимому детищу. Трудно представить, какие физические и нервные перегрузки пришлось выдержать руководителю МЭТа за тридцать лет при создании спектаклей и в борьбе с чиновниками за сохранение театра. По-видимому, только убежденность в полезности для людей своего подвижничества, любовь и уважение коллектива, понимание и признательность зрителей помогли ему в те нелегкие, но радостные годы. После того как театр прекратил свое существование Виктор Иванович не ушел со сцены. Его неоднократно приглашали в качестве ведущего различных фестивалей и творческих конкурсов, конферансье гастролирующих звезд эстрады. По его сценариям поставлена не одна программа культурно-массовых мероприятий. Прародитель и ветеран смоленской эстрады по-прежнему полон энергии, творческого вдохновения и в любой момент готов выйти на эстраду к радости поклонников своего таланта.

Ту потерю, которую понес зритель при расправе с МЭТом, можно было оценить 16 апреля этого года, когда на один вечер, восставший из пепла лет, театр вновь занял свое место на сцене ДК профсоюзов. И все опять было так, как будто не прерывалась связь времен, не разметало по городам и весям эстрадный коллектив, не постарели его участники. Все тот же молодой задор, искрометный юмор, едкая сатира, полная самоотдача в каждом фрагменте выступления Никто из зрителей даже не догадался, что концерт был под угрозой срыва, так как поезд, на котором должен был прибыть московский десант мэтовских профессионалов, из-за аварии застрял где-то в районе Вязьмы, а встречающие его исполнители нескольких главных ролей в миниатюрах задерживались на вокзале по неизвестным причинам. Но Виктор Задорожный умеет держать удар. Мгновенно перекроив программу, он все же послал свое воинство в атаку. Подмога подоспела вовремя, но чего это стоило режиссеру и артистам, трудно представить. Некоторое замешательство в начале концерта не перешло в панику. Ведь на сцене были испытанные бойцы эстрадного фронта. В миниатюрах как в лучшие годы блистали Валерий Лобанов, Святослав Маненков, Сергей Кудрявцев. Светлана Судакова, Светлана Ефремова, Марина Кравцева, Елена Шиколина, Юрий Солопонов и, конечно же, сам Виктор Задорожный. Звучало много песен, большинство из которых мэтовцы написали к юбилею сами. Фортепианный аккомпанимент виртуозно вела Людмила Бабикова. Все музыкальное сопровождение спектакля выполнял лауреат Всероссийского фестиваля эстрады ансамбль «Кантрибандисты». Естественно, гвоздем концерта стало выступление профессиональных артистов — питомцев МЭТа, — В.Москалева, В.Шантыря, Н.Лукинского. В.Делявского и приехавшего с ними за компанию солиста Одесского театра оперетты Олега Гетца, исполнение песен которого зрители, особенно женщины, встретили с восторгом. Анализируя увиденное, можно еще раз представить, какой коллектив эстрады мог бы сложиться в Смоленске, если бы радетели идеологии андроповских времен не подстрелили его на взлете. Но название программы «Сорок лет — не сорок дней» говорит само за себя. МЭТ не умер, как бы этого ни хотелось его губителям. Он жив в сердцах артистов и зрителей. Он оставил неизгладимый след в истории культуры нашего города. И кто знает, может быть юбилейное выступление старой мэтовской гвардии найдет отклик в новом поколении молодых энтузиастов и они примут эстафету эстрадного искусства из рук старших товарищей.

В заключение, невзирая на ограниченность журнальной площади, хотелось бы назвать тех, кто за тридцать лет существования театра в разное время участвовал в создании его программ, благодаря кому МЭТ стал легендой смоленской эстрады Вот их имена: Валентина Москалева, Александр Василюк, Га- рик Зверьков, Аскар Бухари-Заде, Виктор Васильев, Геннадий Антонюшенков, Виктория Солангина, Виктор Диваков, Виктор Раковщик, Валерий Лобанов, Сергей Кудрявцев, Эдуард Хаит, Дмитрий Тихомолов, Сергей Матюхин, Атеэль Вейсман, Валерий Рыбачок, Андраш Броди, Ирина Смушкович, Алла Рябенкова, Виктор Городецкий, Людмила Вайнер, Александр Кушевский, Юрий Солопонов, Константин Калиновский, Валерий Стежко, Екатерина Васильева, Эмма Васильева, Сергей Гончаров, Виктор Миронов, Людмила Захарова, Виктор Игнатов, Анатолий Селиванов, Виктор Сильницкий,Татьяна Тимофеева, Ольга Москалева, Светлана Ефремова, Тамара Жуковская, Татьяна Хотченкова, Татьяна Желудова, Галина Киреева, Ирина Соловьева, Светлана Игнатюк, Валерий Головко, Александр Стерхов, Елена Шиколина, Григорий Метелица, Игорь Сахаров, Игорь Блинчевский, Александр Моисеев, Светлана Судакова, Виктор Цигин, Евгений Шкуратов, Святослав Маненков, Владимир Катакин, Владимир Иванов, Александр Фарберов, Владимир Киселев, Александр Белугин, Владимир Прокофьев, Евгений Шилин, Евгений Сморчков, Валентина Сахарова, Лидия Милеева, Марина Кравцева, Татьяна Иванова, Евгений Минчук, Галина Трифоненко, Татьяна Полякова, Любовь Дюжева, Галина Артюхова, Людмила Звягина, Наталья Купреева, Лев Розин, Лариса Осипова, Владимир Васильев, Ольга Шашова, Валентина Прудникова, Людмила Бабикова, Наталья Розина, Александр Никитин, Александр Зеньков, Григорий Вишнепольский, Валерий Халецкий, Виктор Армуз, Виктор Кожарский, Дмитрий Монахов, Юрий Соколовский, Анатолий Виноградов, Владимир Хотченков, Александр Шуткин, Валерий Ванифатов, Юрий Давыденков, Эмилия Озоль, Виктор Кривошеев, Александра Котелева, Виктор Горяинов, Галина Маргина, Виталий Худолеев, Любовь Пятакова, Галина Барабанова, Николай Казаков, Виктор Жигунов, Галина Данилкина и многие, многие другие.

С юбилеем вас, мэтовцы! Счастья, удачи вам и благополучия! Зритель любит и помнит вас!

Э.БОРОХОВ, бывший артист МЭТа