Пресса

Воскрешение на один вечер?

Александр Березнев
апрель 2001 г.

Воскрешение на один вечер?

Скромная афиша гласила: «Сорок лет — не сорок дней». Это смоленский МЭТ (молодежный эстрадный театр) отмечал сорокалетний юбилей. Строго говоря, МЭТ — покойник. Ледяная длань андроповского режима задушила детище смоленских энтузиастов в достопамятном 83-м. По указке сверху театр лишили сцены, площадки и крыши в самом прямом смысле этого слова-перевертыша. Тогда МЭТу было 22, и вот исполнилось 40. Так была ли смерть? Оказывается, нет. Все эти годы театр жил в сердцах своих жрецов, адептов и почитателей — смоленской интеллигенции. А память сердца невозможно убить. А потому неудивительно, что происшедший 16 числа месяца апреля в ДК профсоюзов концерт МЭТа естественно вписался в пасхальную неделю маленьким чудом воскрешения.

Старые и новые эстрадные миниатюры, репризы, сценки в исполнении основателя театра В.Задорожного и компании объединили в ходе концерта не только сцену и зал, но века и даже тысячелетия на путях юмора и сатиры. Седые актеры и более молодая поросль МЭТа веселились, как дети, спасая себя и зрителей от абсурда жизни. Мы также любовались клоуном-лириком из цирка на Цветном бульваре В.Делявским, рукоплескали автору-пародисту В.Шантырю, музыке в исполнении лауреата Всероссийского фестиваля ансамбля «Кантрибандисты». Концерт пролетел светлым мгновением, зарядив слушателей энергией смеховой свободы и желанием жить.

МЭТ не просто смехач, но и учитель. Учитель для многих. Инженер Ю.Солопонов благодаря мэтовской энергетике ныне известный у нас бард (он и на вечере выступал). Пел и инженер Э.Борохов свои песни о МЭТе, за многие годы служения театру написавший не одну песню для него. Талант ныне заслуженного артиста РФ, известного шоу-мена В.Москалева (на снимке) — тоже мэтовских корней. Сегодня невозможно поверить, глядя на этого блистательного лицедея, что, когда в середине 60-х ему первый раз позволили выйти на сцену с одной простейшей фразой, Москалев поразил всех бездарностью. В сомнамбулическом молчании, деревянной походкой перейдя сцену, как поле, он врезался в барабан и, сгорая от стыда, исчез за кулисами. После этого случая два года В.Задорожный доверял Москалеву лишь переноску более чем скромного реквизита, и то с большой тревогой. Ныне все изменилось. В.Москалевым освоены столичные сцены и площадки, а В.Задорожный, хранитель духа и идеи МЭТа, по-прежнему просто инженер.

Родом из МЭТа и артист-пародист, постоянный участник сверхпопулярного «Аншлага», Н.Лукинский. Он тоже участвовал в концерте. Как явствует из воспоминаний основателей театра, никто из его участников в жизни не потерялся, не сгнил, как это бывает иногда, заживо.

А начиналось все в 1961 году, когда народ, обменяв деньги старые на новые, прикидывал, как дожить до торжества коммунизма в 1980-м. Из Питера приехал в Смоленск юный инженер, выпускник кораблестроительного института В.Задорожный. На студенческих тусовках опальной столицы он успел уже приобщиться к зарождающейся эстетике КВНа, а главное, острее, чем смоляне, ощутил дух времени. Начинались 60-е. Уже были «Современник» и БДТ Товстоногова, еще не было Таганки, а движение бардов только начинало пробиваться сквозь асфальт советской казенщины. Это было время курьезных надежд, поэтического бума и бесконечных разговоров. Оттаявшие души собирались в компании и говорили обо всем на свете. Тогда в Смоленске зарождалась приборостроительная промышленность, в город приезжало много выпускников столичных вузов, и все они везли дух перемен. Возле В.Задорожного сложилась компания в 6-8 человек, которая и стала ядром будущего самодеятельного театра.

Вначале пришли в клуб милиции, но в его мрачноватом зале надолго не прижились. Новаторы перекочевали в Дом учителя, где уже был народный театр драмы. Здесь и состоялся первый спектакль МЭТа, собравший зал в сто человек. Аншлаг! Директор Дома учителя В.С.Троицкая оценила энтузиастов, став на долгие годы их ангелом-хранителем. МЭТ быстро попал под подозрение ревнителей чистоты комдогм. Его принялись опекать рекомендациями, наставлениями, пожеланиями и т.д. С другой стороны, МЭТ очень быстро завоевал любовь интеллигенции и студенчества. Попасть на его спектакли считалось престижным, с билетами была вечная напряженка. В этой обстановке театру приходилось, лавируя, взрослеть и не терять лица. Многое в культурной жизни Смоленска было впервые благодаря этому детищу энтузиазма. Именно благодаря МЭТу а городе впервые появился эстрадный ансамбль. В его составе автор и композитор В.Вороной играл на аккордеоне, Г.Антонюшенков — на гитаре, В.Диваков — на контрабасе. Электрогитар тогда просто не существовало, все инструменты были акустические, а музыка — живой.

В середине 60-х МЭТ перебрался в ДК профсоюзов, где и пережил пик своей славы. Здесь проходили первые КВНы и Дни смеха. МЭТ раскрепощал сознание людей, говоря языком юмора о вещах серьезных. Впрочем, коллектив ставил и спектакли, далекие от чистой развлекательности. Например, «А что я мог сделать один?», где говорилось о необходимости объединения живых людей в противостоянии демагогам и начетчикам. Другой спектакль театра — «Снежный ком» — кое-кто назвал первой идеологической бомбой на Смоленщине. Короче, свое дело театр делал хорошо, и закрыли его начетчики не зря.

Оказалось — не насовсем. Живет память о театре, а его служители всегда готовы тряхнуть стариной. Пусть на Востоке говорят, что в одну и ту же воду нельзя войти дважды, но дух студийности в России неискореним, и в Смоленске — тоже. Так что МЭТ совсем не покойник, хотя де-юре как бы и не существует. Есть о чем поразмыслить в этой связи...

Александр БЕРЕЗНЕВ